Вход в личный кабинет

Пользователь не найден
Неверный пароль

Написать нам письмо

Село Линейка

Административный центр

Происхождение названия села связано с событиями 1671 года, то есть с восстанием под предводительством Степана Разина. На месте современной улицы Октябрьской строил «на линейку», для проверки личного состава, царское войско после проведенных боев воевода-стольник Иван Петрович Лихарев. Так же стала называться и речка  - Линейка. До этого она называлась Мармалейкой, что в переводе с мордовского означает - яблоневая речка. В конце XVII века в нашем крае было развито производство поташа. В результате чего вырезались огромные площади дубрав. О таком хищническом уничтожении лесов узнал Петр I и в 1701 году издал указ: «... по рекам Парце, Ваду и Мокше... леса были в полном бережении». Поэтому часть жителей из Сакаевского Майдана, где будный стан, то есть поташное производство, существовал с 1684 года, переселяется на место современной Линейки, которая почти до XX века носила двойное название: Линейка (Сакаевский Майдан).

Первую улицу так и назвали «Затеевка», «затевалась» новая деревня. В Линейке занимаются лесными промыслами: готовят мочало, делают сани, бочки и т.д. По третьей ревизии 1779 года, в селе насчитывались 47 дворов при 283 жителях обоего пола. В долине речки Линейки, напротив крайних домов улицы Песочной, бьет родник. Его местная мордва, шокшинцы, до сих пор называют «Пазонь лейбря» (родник богов). Легенда о Боговом роднике гласит: «В далекие времена на этом месте выходила церковь. Когда показались крест и купол, колдун Евсей вбил осиновый кол, и церковь ушла в землю. Потом она якобы вышла и Сарове, где ее назвали Линейской. И стояла она там обшарпанной, необделанной. Возможно, из-за того, что ее не приняли в Линейке».

В 1863 году в селе открывается Никольский приход. Первая деревянная церковь была построена, возможно, там, где стоит сейчас кирпичный храм. 31 марта 1896 года церковь сгорела по неосторожности истопников. На пожертвования прихожан строится новая деревянная церковь. Но она оказывается мала, только в Линейке было около тысячи прихожан.
В 1902 году начинают строить кирпичную церковь. Колокольню на ней не достроили, а установили на столбах рядом с храмом. На ней висели 11 колоколов. В 1912 году церковь посещает архиепископ Тамбовский и Шацкий Кирилл. Вот его замечания о Линейском приходе: «Нравственность прихожан стоит на невысоком уровне. Нравы прихожан отличаются грубостью, в приходе развито пьянство и сквернословие. Причины такого печального явления кроются, с одной стороны, в частой смене священников по случаю бедности прихода. В с. Линейке сменилось более 15 священников, большей частью из «ссыльных», за разные проступки против должности и благоповедения. В настоящее время в приходе трудится добрый пастырь. Он энергично ведет борьбу с пороками своей паствы, организовал общество трезвости».

В 1898 году в селе открывается церковно-приходская школа. Первой учительницей была Варвара Михайловна Сурнова. В 1900 году в школе учился 41 ученик, но в течение года 16 выбыли. Выбыли потому, что осенью нужно убирать урожай, запасать продукты на зиму - это было главнее, чем учеба. К началу XX века село Линейка застраивается полностью: в 1906 году в селе насчитываются 1398 жителей обоего пола, около 300 дворов. В период  Столыпинской  реформы  линейцам  выделяют еще 120 десятин земли около Васиной вершины, притока реки Шокши. В это время крестьяне с. Сакаево стали претендовать на земли Сакаевского Майдана. В Линейке собирается сход, который решает не отдавать Старое поле, как именовалось то место, где давным-давно стоял будный стан и жили их предки, и переселить туда по жребию каждого пятого. В 1911 году 60 семей вновь заселяют Старое поле, где образуется поселение с названием Новая Линейка.

Перед коллективизацией в Линейке были четыре ветряных мельницы, три просорушки, пять лавок, с десяток пасек, одна маслобойня, для церквей отливали восковые свечи. Последнего старосту села Евдокима Клюева в 1918 году избирают председателем Криушинского волисполкома, но, видимо, он не понимал политику партии большевиков, поэтому его вскоре освободили, а когда он занялся предпринимательством, раскулачили и выслали из села. В 1930 году организуется колхоз имени Молотова. Вошли в него 17 дворов. Первым председателем избрали Петра Исаевича Болбина. Председателем сельского Совета в 1931 году избирается М. М. Макаров. Вторым председателем колхоза стал И. Н. Чернышев, в которого стреляли из-за угла. Закрытие церкви в 1936 году вызвало недовольство людей, готовое перейти в бунт. В том же году по Линейке прошел сильный пожар: сгорели 72 дома. В результате перевыборов в 1937 году председателем колхоза становится житель села Новоселки Гордей Федорович Корсаков. В 1938 году Петр Яковлевич Сухов пригоняет первый трактор «Фордзон». Повышается экономическое положение колхоза. Но прекрасное начало прерывается войной. За годы войны из Линейского сельсовета уходят на фронт свыше 600 человек. 238 из них погибли.

В 1958 году Линейский колхоз объединяется с Тумлейским, а с 1969 года колхоз имени Молотова становится третьим отделением совхоза «Криушинский». В Линейке до 90-х годов продолжала функционировать молочнотоварная ферма. Работала восьмилетняя школа. Ни того, ни другого сегодня нет. Остался Дом культуры, статус которого намерены понизить до клуба, и магазин Вознесенского райпо. Есть пожарное депо. В село проведена асфальтированная дорога. Налажено регулярное автобусное сообщение. Участок автотрассы от Линейки до Криуши капитально реконструирован осенью 2007 года, по случаю сдачи его в эксплуатацию приезжал губернатор Нижегородской области В. П. Шанцев. За четыре года до этого в строй действующих пустили трассу Линейка-Липлейка. Тогда красную ленту перерезали главы трех российских регионов - Нижегородской и Рязанской областей и Республики Мордовия.

Население Линейки заметно идет на убыль. За последнее время оно снизилось с 414 человек (1979 год) до 174 человек (2009 год). Может так статься, что уже в ближайшее время Линейский сельсовет упразднят, а его населенные пункты войдут в состав Криушинского, но перед этим полагается провести всенародное голосование.