Вход в личный кабинет

Пользователь не найден
Неверный пароль

Написать нам письмо

Село Мотызлей

Административный центр

Это один из самых старых населенных пунктов нашей округи. Название произошло от двух мордовских слов: «матизь» - низкая, «лей» - речка. Четыре с половиной столетия назад село основали три ссыльных крепостных семьи. Куда ни брось взор — везде заболоченная местность и лес. Освоение земли шло с трудом. Но и та земля считалась господской. В 1659 году по милости барина на мужчин нарезали по участку земли, за что те обязаны были работать на «благодетеля» три дня в неделю. В народной памяти сохранились рассказы о жестокости помещика Семенова. За непослушание или плохую работу по его приказу Крестьян наказывали плетьми. А если и это не помогало, то непокорных крестьян выселяли в негодные для проживания места. Например, мужика Назара с семьей выселили в овраг, идущий в сторону Бахтызина. Вскоре туда переселили еще две семьи. Место то до сих пор именуется в народе «Назаровым заведением».

Даже после отмены крепостного права крестьяне еще долго не могли освободиться от кабалы. Так, в 1882 году в волости на положении временно обязанных (не выкупили себе волю) были 115 мужчин и 112 женщин. Крестьяне получали земельный надел из расчета 2,7 десятины на мужчину. С постройкой Вознесенского и Илевского заводов в зимнее время многие жители Мотызлей занимались подвозом руды к заводам, перевозкой готовой продукции, готовили в лесу древесный уголь для доменных печей. Платы за работу хватало только на прокорм лошади.

Интересен социальный состав населения волости в 1882 году: извозчики - 21 домохозяин, лапотники - четыре двора, лесные работники - 13 хозяйств, работали на заводе - 105 дворов, нищие -18 дворов, торговцы - 9 хозяйств, учителей - нет, фельдшеров - нет. В селе до революции были три водяных мельницы, три крупорушки, две шерстобойки. Весть о февральской революции 1917 года пришла в село 1 марта. Тишину нарушили церковные колокола, переполошившие всю округу: с чего бы это, ведь пост идет? Здание земской школы оказалось набитым до отказа. На митинге выступили Приехавшие в родные места из Донбасса и Кулебак Василий Терехов, Павел Марсенов и Федор Труханов. «Сброшен гнет самодержавия! Да здравствует свобода!»- бросали они в толпу пламенные призывы. Освистанные народом, собрание покинули волостной старшина и пристав. Председателем волости избрали грамотного мужика Ивана Максимовича Максимова. На здание волостной управы водрузили красный флаг. Второй большой митинг прошел глубокой осенью того же года. Уполномоченный Темниковского уездного комитета Михаил Игнатьевич Попков в сопровождении двух революционных солдат сообщил о свержении буржуазного правительства в Петрограде. Обрадованные известием крестьяне организовали демонстрацию по сельским улицам. Осенью 1918 года в селе создается комитет бедноты. В его составе были в основном бедные крестьяне: М. И. Попков, И. Р. Михеев, Я. А. Кирюшкин, И. Г. Стулов, В. М. Ларюшкин. Председателем комбеда избрали Вукола Васильевича Боченкова. На защиту Советской власти первыми из села ушли Григорий Александрович Моксяков и Гавриил Михеевич Синьков, вернувшиеся с Гражданской войны инвалидами.

Весной 1918 года создается партийная организация. В нее вступили около 50 человек, в основном - молодежь. Организационно она окрепла через полтора года, когда коммунистом стал Иван Николаевич Умнов, делопроизводитель волисполкома, ставший секретарем партячейки. Под руководством коммунистов были проведены перевыборы в волостной Совет. Председателем волисполкома избрали С. И. Коротина, заместителем - И. А. Митькина. С их уходом на фронт Совет возглавил Василий Егорович Степанов. Для проведения коллективизации в Мотызлей в 1929 году прибыл двадцатипятитысячник Антонов. На сельском сходе он рассказал крестьянам о выгодах вести совместно хозяйство. Однако идею создания колхоза поддержала только беднота. Вступить пожелали из огромного села лишь 15 хозяйств. Через два года процент коллективизации в селе достиг цифры 50. Колхоз получил название «Красное Знамя». Позднее в селе работали три колхоза, в каждом из которых действовали небольшие фермы скота и птицы. В конце концов, они объединились в один, но экономически крепким он так и не стал.

Перед   войной   село было, как никогда, многолюдным. На фронт оно проводило, по некоторым оценкам, свыше 800 мужчин. И без того маломощные колхозы стали приходить из-за отсутствия рабочих рук в упадок. В годы войны в Мотызлеях открыли детский дом, в котором содержались до 60 сирот не только из Вознесенского района, но и из других регионов РСФСР, даже из Украины. Детдом не только обогрел и накормил за все годы своего существования сотни детей, оставшихся без родителей, но и дал им путевку в жизнь. Иные из воспитанников вспоминают о нем добрым словом спустя десятилетия.

В середине 60-х годов Мотызлейский колхоз вошел в состав совхоза «Бахтызинский». В селе продолжали работать две молочнотоварных фермы, обрабатывались поля. Но большого прилежания к общественной работе жители не проявляли. Все больше стал распространяться отхожий промысел. Взрослые мужчины и даже подростки по целым месяцам работали где-то на стороне, занимаясь преимущественно плотницким делом. В селе функционировала большая средняя школа. Она осталась до сих пор, но учеников в ней сегодня не в пример тому количеству, что было, скажем, в 60-е годы, когда их было под тысячу. По строены детсад, магазин, действуют медпункт, дом культуры. Возобновлены богослужения в местном храме. А вот созданный в 80-х годах свой совхоз сохранить не удалось. В начале XXI века он приказал долго жить, пополнив в районе список хозяйств-банкротов. В Мотызлеях родился Герой Советского Союза Василий Тимофеевич Боченков. В селе каждое лето проводится турнир футбольных команд, посвященный его памяти. В 2006 году по всем улицам провели новые сети. В село регулярно ходит рейсовый автобус из Вознесенского. На 1 января 2009 года, в Мотызлеях  проживал 1021 человек.